Счастливые и самостоятельные: тибетские секреты воспитания детей

Каждая культура за время своего существования вырабатывает способы воспитания детей. Какие-то из них лучше, другие хуже, но ведь всегда интересно узнать, что об этом думают другие народы.

Сегодня речь пойдёт о методах воспитания подрастающего поколения в Тибете; наверняка что-то из древнего опыта этого народа пригодится и современным родителям.

Основополагающий принцип тибетского воспитания – никогда не бить детей. Чем бы нерадивые родители ни оправдывали такое поведение, на самом деле причина одна: ребёнок безответен.

Тибетцы выделяют четыре периода взросления ребёнка, и на каждом промежутке времени принципы воспитания существенно отличаются.

1. Первый этап – от рождения до 5 лет

В это время к ребёнку нужно относиться так же почтительно, «как к царю». Малыш только пришёл в этот мир, не всё понимает и не видит логической связи между событиями. Но именно в это время развивается его инициативность и любознательность, без которых нормальное развитие невозможно. Поэтому «творческим поискам» нового человека мешать не стоит, а если его поведение небезопасно, вполне достаточно состроить испуганное выражение лица и издать соответствующий звук: он поймёт, что так делать не нужно.

И, разумеется, не стоит его наказывать за испорченные вещи – цену деньгам он не знает, а ругань и тем более применение силы просто отравит его жизнь страхом, возможно, навсегда.

2. Второй этап – с 5 до 10 лет

Отношение кардинально меняется: ребёнок становится не «царём», а «рабом». Это значит, что ему следует давать многочисленные задания (конечно, посильные) и контролировать их выполнение. За невыполнение возможны штрафные санкции. В этот период взросления у малыша активнее всего развиваются ум и аналитические способности. Он понимает, «что такое хорошо», и учится взаимодействовать с окружающими с выгодой для себя.

Как и во всех других случаях, физическое насилие в этот период запрещено. Ребёнка следует как можно активнее напитывать новыми знаниями.

3. Третий этап – с 10 до 15 лет

В этом возрасте ребёнок уже не «царь» или «раб», а почти взрослый, и обращаться с ним нужно «как с равным». Разумеется, опыта у него ещё недостаточно, и без поддержки и совета родителей он мало что может сделать, но уже вполне можно советоваться с ним и мягко, без всякого насилия, разрушающего нарождающуюся самостоятельность, подталкивать в правильном направлении.

Строго запрещать что-либо в этом возрасте не только бессмысленно, но и опасно, а вот мягкое замечание подрастающий человек примет с благодарностью.

4. Четвёртый этап – с 15 лет

Начиная с этого возраста, воспитывать подростка уже поздно, и единственное, что остаётся, – уважать его. Ведь то, что получилось, это прямое следствие родительских усилий.

Последствия ошибок воспитания

  1. Если во время первого периода активность ребёнка пресекается, он вырастает слишком податливым, забитым, готовым следовать за чужой волей.
  2. Если после пяти лет продолжать считать ребёнка царём, он станет разбалованным и несамостоятельным, неспособным к духовным и интеллектуальным поискам.
  3. Если после десяти лет подавлять растущую независимость маленького человека, он и вырастет лишённым собственного мнения и неспособным отстоять свою позицию.
  4. Если отказывать подростку после пятнадцати в уважении, смириться он с этим не сможет и, как только будут удобный случай, навсегда покинет родительский дом.
Оцените статью
TIFITI.RU