Каждая культура за время своего существования вырабатывает способы воспитания детей. Какие-то из них лучше, другие хуже, но ведь всегда интересно узнать, что об этом думают другие народы.
Сегодня речь пойдёт о методах воспитания подрастающего поколения в Тибете; наверняка что-то из древнего опыта этого народа пригодится и современным родителям.
Основополагающий принцип тибетского воспитания – никогда не бить детей. Чем бы нерадивые родители ни оправдывали такое поведение, на самом деле причина одна: ребёнок безответен.
Тибетцы выделяют четыре периода взросления ребёнка, и на каждом промежутке времени принципы воспитания существенно отличаются.
1. Первый этап – от рождения до 5 лет
В это время к ребёнку нужно относиться так же почтительно, «как к царю». Малыш только пришёл в этот мир, не всё понимает и не видит логической связи между событиями. Но именно в это время развивается его инициативность и любознательность, без которых нормальное развитие невозможно. Поэтому «творческим поискам» нового человека мешать не стоит, а если его поведение небезопасно, вполне достаточно состроить испуганное выражение лица и издать соответствующий звук: он поймёт, что так делать не нужно.
И, разумеется, не стоит его наказывать за испорченные вещи – цену деньгам он не знает, а ругань и тем более применение силы просто отравит его жизнь страхом, возможно, навсегда.
2. Второй этап – с 5 до 10 лет
Отношение кардинально меняется: ребёнок становится не «царём», а «рабом». Это значит, что ему следует давать многочисленные задания (конечно, посильные) и контролировать их выполнение. За невыполнение возможны штрафные санкции. В этот период взросления у малыша активнее всего развиваются ум и аналитические способности. Он понимает, «что такое хорошо», и учится взаимодействовать с окружающими с выгодой для себя.
Как и во всех других случаях, физическое насилие в этот период запрещено. Ребёнка следует как можно активнее напитывать новыми знаниями.
3. Третий этап – с 10 до 15 лет
В этом возрасте ребёнок уже не «царь» или «раб», а почти взрослый, и обращаться с ним нужно «как с равным». Разумеется, опыта у него ещё недостаточно, и без поддержки и совета родителей он мало что может сделать, но уже вполне можно советоваться с ним и мягко, без всякого насилия, разрушающего нарождающуюся самостоятельность, подталкивать в правильном направлении.
Строго запрещать что-либо в этом возрасте не только бессмысленно, но и опасно, а вот мягкое замечание подрастающий человек примет с благодарностью.
4. Четвёртый этап – с 15 лет
Начиная с этого возраста, воспитывать подростка уже поздно, и единственное, что остаётся, – уважать его. Ведь то, что получилось, это прямое следствие родительских усилий.
Последствия ошибок воспитания
- Если во время первого периода активность ребёнка пресекается, он вырастает слишком податливым, забитым, готовым следовать за чужой волей.
- Если после пяти лет продолжать считать ребёнка царём, он станет разбалованным и несамостоятельным, неспособным к духовным и интеллектуальным поискам.
- Если после десяти лет подавлять растущую независимость маленького человека, он и вырастет лишённым собственного мнения и неспособным отстоять свою позицию.
- Если отказывать подростку после пятнадцати в уважении, смириться он с этим не сможет и, как только будут удобный случай, навсегда покинет родительский дом.